Йога - это духовная система, которая на практике занимается процессом просветления. Конечная цель - умение  отличать душу от всего, что душой не является. Йога - метод обучения человека тому, как отличать одно от другого. Процесс состоит в умелом сокращении фиксированных программ внутри индивидуума, которые препятствуют восприятию реальности или же искажают его, и таким образом создают неразбериху.

 

Именно беспокойный, неповоротливый, полный заблуждений, мечтаний и фантазий рассудочный ум (манас) не позволяет отличать истину от заблуждения и искажает восприятие реальности. Один из основных принципов, на котором базируется теория и практика хатха йоги, заключается в тесной взаимосвязи между деятельностью ума (манас) и движением прана-вайю (жизненной силы, жизненного ветра, жизненного дыхания). То есть если движется ум - движется прана, соответственно пока жизненная сила находится в неупорядоченном движении, ум также действует беспорядочно.

 

Внутри человеческой формы прана-вайю (жизненный ветер) переносится по сети так называемых нади (токов движения жизненной силы). То, что регулирует движение прана-вайю по сети нади, называется марма (жизненно важные сочленения). Если прана-вайю движется по сети нади беспрепятственно, то это приводит к тому, что тело и ум становятся сильными, жизнеспособными и долговечными. Именно знание как теоретическое, так и основанное на собственном практическом опыте, где располагаются указанные мармы и каким образом можно их активизировать и воздействовать на них, позволяет очистить энергетические токи от помех и обеспечить беспрепятственное движение прана-вайю по нади.

 

Таким образом, достижение конечной цели йоги напрямую зависит от того, насколько свободно, беспрепятственно и гармонично циркулирует жизненная сила (прана-вайю) по сети энергетических токов (нади). Если данное условие соблюдено, то рассудочный ум становится устойчивым, способным удерживать направление движения, приобретает качества открытости, гибкости, восприимчивости. Именно такие качества рассудочного ума способствуют "запуску" процесса просветления сознания и достижения конечной цели йоги - умение  отличать душу от всего, что душой не является.

 

В традиционных текстах хатха йоги термин кевала кумб'ака используется как один из синонимов обозначения конечной цели йоги. Данный термин означает спонтанное, непреднамеренное прекращения дыхания. Собственно говоря, все инструменты хатха йоги ведут к одному - к непреднамеренному прекращению дыхания на длительное время. Все остальные внешние и внутренние инструменты (асана, пранаяма пр.) готовят условия, при соблюдении и культивировании которых дыхание спонтанно прекращается полностью (кевала кумб'ака). Когда дыхание прекращается, рассудочный ум также прекращает свою деятельность.

 

Яма (ограничения) и нияма (правила) представляют основу каких бы то ни было йоговских действий. Однако именно асана играет огромную роль в оживлении первых двух. Практика собственно асаны состоит из трех шагов, то есть предварительной формы (прелюдии), избранной асаны-виньясы (прогрессивного использования асаны) и заключительных положений. Вместе с крийей, пранаямой, бандой и мудрой и пратьяхарой они составляют полный "комплект" ба'иранга сад'ана (внешней практики).

 

На начальном этапе практика заключается в изучении трех предварительных фиксированных форм (прелюдий): Балакрама (Введение в силу), Чайя йодда санчаланам (подвижное обуздание тени воина) и Картикейя мандала (гирлянда света). Указанные формы изучаются и ежедневно выполняются от 3 до 7 лет, прежде чем можно будет приступить к использованию асана-виньясы. Затем по мере "развития" практики, постепенно добавляются остальные инструменты хатха йоги (крийя, пранаяма, банда, мудра, пратьяхара). В свою очередь, конечный пункт внешних практик служит отправным пунктом для практик внутренних (антаранга сад'ана) и глубинных (парамантаранга сад'ана), которые составляют цель любой йоги.

 

Все инструменты хатха йоги основаны на глубоком знании о комплексных энергетических системах человека. Даже самые простые и подготовительные действия йоги при правильном применении воздействуют на тело и ум человека намного глубже, чем просто поверхностные "физкультурные" движения и упражнения. Это требует хорошего знания теоретических положений строения человека с точки зрения "живой анатомии", с тем, чтобы использовать теорию как метод наблюдения за собственными действиями. В конечном итоге, рано или поздно теория и практика ненавязчиво и гармонично трансформируются в  неразделимое единое знание, основанное на личном, живом опыте.

Copyright© 2016-2020 Hamsa Yoga - Проект Антона Иванова. All rights reserved.

  • Facebook Social Icon
  • Instagram Social Icon
  • Vkontakte Social Icon